Лошади, Horses
Информационный
портал о лошадях
    Поиск по сайту
Вход:
Логин:  
Пароль:     
Регистрация
Меню сайта:
Онлайн:
Интересные ссылки:
Лошадки.RU
Похудение
    Газ и тормоз.
Написал: Lupus Bellus   Дата: 2007-02-08 12:52
Комментарии: (1)   Рейтинг:
Мне не нравится,
что эта штука шевелится раньше,
чем я включил зажигание.
Ю.Латынина


Все, кто пытался научиться ездить на лошади, знают, что процесс часто идет не так гладко, как хотелось бы. Иногда он вообще никуда не идет. А иногда кажется, что даже в обратную сторону. У разных людей разная реакция на неудачу. Но даже те, кто вслух громко обвиняют лошадь и тренера, часто борются таким образом с комплексом неполноценности. В глубине души человек думает: «Лошадь не хочет меня слушаться, у меня, видимо, патологическая неспособность к конному спорту. У других же получается». А эти «другие», может быть, занимаются уже лет десять. Бывает еще круче: «Наверное, у меня какие-то скрытые пороки. Животные все чувствуют и доверяют только хорошим людям». Подобные мысли часто заставляют бросать занятия. А приходят в голову они из-за трех мифов, существующих в среде начинающих конников.

Миф №1: Любая лошадь всегда выполнит правильную с технической точки зрения команду.

Эта идея внедряется в сознание не столько тренером, сколько различными книжками по верховой езде, многие из которых очень даже хорошие и правильные. Только вот речь в большинстве из них идет о какой-то идеальной лошади, больше похожей не на живое существо, а на модель. Такая шарообразная лошадь в вакууме. Между ней и той, которую мы встречаем в прокате часто огромная разница. К тому же, у каждой лошади свой уровень подготовки и физические возможности.

Пример: Вы работаете в манеже на лошади, которая всю жизнь до этого провела «в полях». Для нее даже простой поворот при движении вдоль стенки манежа – трудная задача, а вы вдруг хотите сделать на ней стандартный вольт диаметром 10 м. Более опытный всадник на вашем месте понял бы, что лошадь плохо гнется, еще во время разминки и не стал бы даже пытаться сделать такой вольт, а начал бы работу на сгибания с очень больших и плавных заездов.

Миф №2: Уметь ездить верхом – значит справиться с любой лошадью, при любых обстоятельствах.

К такому выводу начинающие часто приходят, насмотревшись фильмов с участием лошадей, а так же видя, какими шелковыми становятся отпетые хулиганы, когда на них подсаживается тренер. Но ведь нельзя забывать, что в кино правдоподобность часто приносится в жертву эффекту. Там главный герой уверенно управляет лошадью, автомобилем, звездолетом, даже если по сценарию делает это впервые в жизни. А прокатские лошади часто имеют двойной стандарт поведения. Они прекрасно понимают, что это значит, когда тренер подсаживается: надо срочно «построиться», шутки кончились!
На свете не существует человека, который с первых же секунд может договориться с абсолютно любой лошадью. Даже профессиональному берейтору может повстречаться животное, с которым он не найдет общего языка. \Например, крокодил.\
Опытный, мудрый всадник (и просто человек) – не тот, у которого всегда все получается, а тот, кто может правильно проанализировать неудачу, понять, как решить возникшую проблему и возможно ли это в принципе. Здоровая самокритика – вещь полезная, но чтобы не наживать себе лишних комплексов, нужно учитывать не только собственную технику езды, но и психологию лошади, и еще многое-многое другое.

Пример: Лошадь плохо слушается повода, все время трясет головой. Может быть, причина в вашей жесткой руке. А может быть, в тополином пухе, который эта лошадь не переносит.

Лошадь – личность со своими мыслями, желаниями и оценкой происходящего. Далеко не всякая лошадь находится в состоянии физического и психологического комфорта. Даже та лошадь, на которой никогда не ездили начинающие всадники, во время заездки и обучения неизбежно испытала какие-то неприятные ощущения и выработала способы защиты и способность периодически сказать всаднику «нет». Это показатель наличия у нее мозгов и здоровой психики. Что же тогда говорить о «прокатских»? У них самая тяжелая на свете работа – работа с людьми. Да если они будут всегда и всех слушаться, они просто долго не проживут.
Это не значит, что нужно ударяться в другую крайность – лошадь отказывается работать, вы с ней соглашаетесь, потому что она такая бедненькая, несчастненькая. Возражайте, если нужно. Езда на лошади - диалог, в котором последнее слово, как правило, должно оставаться за всадником. Из двух отдельных монологов ничего хорошего не выйдет.
Надеюсь, из сказанного понятно, что на одной только технике, даже безупречной, далеко не уедешь. Да и с техникой не все так просто.

Миф№ 3: Техника – это, главным образом, «железный» шенкель.

Пример: 9-летняя девочка выигрывает на учебной лошадке конкур 100 см. А некоторые взрослые эту лошадку на занятиях с места сдвинуть не могут. Что, ребенок едет за счет «железного» шенкеля?

Непосредственные действия, которые считаются командами – верхушка айсберга. Под водой – полный контроль за каждой мышцей своего тела, желательно на бессознательном уровне, и хорошее чувство баланса не только и не столько собственного, сколько системы всадник-лошадь в целом. Те рефлексы, которые мы приобрели для сохранения равновесия, когда в младенческом возрасте учились ходить, больше мешают, чем помогают.
Все вышеперечисленное неизбежно приводит к ряду проблем во взаимопонимании между начинающим всадником и лошадью. Многие не могут преодолеть эти проблемы годами, несмотря на огромное желание и упорные занятия.
В рубрике «Уголок проката» мы постараемся обсудить проблемы, которые наиболее часто возникают у начинающих всадников.

Проблема №1. Лошадь не идет.

Предположим, у вас уже не первое, а 3-е, 4-е или даже 10-е занятие. Вы более или менее поняли, как сидеть на лошади, знаете, что такое шенкель и куда его прижимать. Садитесь в седло, даете посыл, ответа нет. Высылаете сильнее – то же самое. Или ответ есть, но совсем не тот, что вам нужен. Нежелательных реакций несколько, они редко бывают опасны, чаще унизительны для всадника. Лошадь может в ответ на посыл отбивать задом, пятиться назад или пойти к ближайшему кусту пастись, потому что стоять надоело. Попытки применить хлыст тоже могут не дать результата. Речь идет об обученной лошади, которая может хорошо понимать, что вы от нее хотите. Если на нее сядет ваш тренер или даже просто более опытный всадник, она немедленно продемонстрирует образцовое поведение.
Многие всадники, которые регулярно сталкиваются с подобной проблемой, начинают спрашивать: существуют ли какие-нибудь упражнения, помогающие «накачать» шенкель. Этот вопрос демонстрирует принципиальное непонимание того, что является стимулом движения лошади.
Стремление к движению заложено в лошади генетически. Здоровая лошадь может не двигаться только по одной причине: ей активно мешают это делать. Или, если она имеет подобный опыт в прошлом, а наверняка имеет, то может заранее этого ждать. Ваша задача убедить, что вы – удобная ноша.
Самое первое, на что нужно обратить внимание, это что во время посыла делают ваши руки. Возможные ошибки:

1. Всадник мертвой хваткой вцепился в повод, так как самое главное для него, чтобы лошадь, не дай бог, не побежала. Это не всегда происходит осознанно.

2. Руки совершают взмахи в такт посылу. Чтоб посильнее получилось. А в руках повод.

Чем хуже вы контролируете руки, тем свободнее должен быть повод. Чтобы справиться с хватательным рефлексом, можно «похвататься» за седло или гриву. Правда, увлекаться этим не стоит, чтобы не потерять контроль над лошадью.
Если с поводом все в порядке, обратите внимание на то, как вы сидите. Почти все начинающие в той или иной степени зажаты. Часто скованность появляется не с самого начала, а после первых неудач. Поэтому иногда начинает казаться, что чем больше занимаешься, тем хуже получается.
Чтобы лошадь легко и охотно двигалась под вами, ваша посадка всегда должна быть свободной, ни одна мышца вашего тела не должна быть в сокращенном состоянии длительное время. Мягкая поясница, амортизируя, позволяет человеку превращаться с лошадью в единое целое. Всадник с зажатой спиной как плохо подогнанный рюкзак, его неудобно возить даже шагом. Зажатый плечевой пояс не позволит вам добиться правильного контакта со ртом, непременного условия, чтобы лошадь с одной стороны двигалась, а с другой - была под контролем, иначе, при попытке подобрать повод, она будет натыкаться на жесткую руку.
Колени, судорожно прижатые к седлу, также мешают свободе движений лошади, заставляя ее все время сокращать шаг, иногда до полной остановки. Я понимаю, уж это-то вы не сами придумали, это вам тренер сказал еще на первой тренировке, что всадник держится за лошадь ногами. Но, во-первых, тренер, главным образом, имел в виду, что не руками, во-вторых, все нужно делать в меру. Ну, а в-третьих, всадник на самом деле ничем за лошадь не держится, а двигается вместе с ней и поэтому не падает. Только эта истина часто приводит начинающих в ужас, поэтому сначала проще сказать, что нужно держаться коленками. Это, скорее, психотерапия, чем рекомендация.
Чтобы расслабиться:

1. Забудьте временно о каких-либо командах.
2. Сядьте прямо, слегка прогнув поясницу.
3. Сделайте круговое движение плечами: на вдохе вверх и назад, на выдохе – вниз.
4. Расслабьте внутренние мышцы бедра, ягодиц и т.д. Пусть нога просто висит. Под действием силы тяжести она сама попадет в нужное место. А теперь слегка(!) прижмите коленку к седлу и приподнимите носок вверх.
5. Снова глубоко вдохните и выдохните.

Вообще следите за дыханием, всегда, когда сидите в седле. Оно должно быть ровным и спокойным. Бежит лошадь, вы на ней едете. Если вам кажется, что дело обстоит как раз наоборот, то есть лошадь едет на вас, значит вы что-то делаете неправильно. Чем правильнее всадник работает, тем меньше он тратит усилий. Кстати лошадь тоже часто потеет и тяжело дышит не от того, что много бегала, а от того что во время работы нервничала и боролась со всадником. Короче, обоим участникам процесса должно быть легко и приятно.
Несколько слов о работе шенкеля. Вы уже слышали, что пятку нужно тянуть вниз. А зачем? Только для того чтобы стремя не болталось? А если стремена бросить, то можно не тянуть? Нет, все равно нужно. Иначе вы все время будете колотить пяткой по боку, не только при посыле, а вообще на каждый темп движения. Это крайне неприятно лошади и мешает ей глубоко и свободно дышать. Ведь легкие лошади занимают практически весь ее корпус. Некоторые лошади настолько «забиты» пятками, что при малейшем признаке неопытности всадника, напрягают бок, задерживая дыхание. В таком состоянии они вряд ли продемонстрируют легкость и красоту движений.
Пятка, оттянутая вниз, позволяет работать именно шенкелем, то есть внутренней частью ноги от колена до ступни, отчетливо и в то же время мягко.
Если на такой посыл лошадь не отвечает, чем начинать ее колотить ногами, лучше воспользоваться хлыстом. Многих начинающих всадников, особенно детей, бывает трудно убедить применить хлыст, потому что им «жалко лошадку». Но из сказанного выше видно, сколько начинающий всадник причиняет лошади неприятностей, как бы он ни старался. На фоне этого слабый (как правило) шлепок хлыстом – достаточно гуманный способ ясно обозначить свое желание двигаться вперед, если соблюдать при этом следующие правила:

1.Хлыст должен быть длиной 90 см (+-5см) с хлопушкой или кисточкой на конце, достаточно гибкий, с удобной ручкой. Работать с более длинным начинающему пока сложно, а, пытаясь достать до бока лошади более коротким вы невольно потянете повод на себя. Помните, что поводом можно сделать гораздо больнее, чем хлыстом.

2.Не мешать движению! Ничем! Ни поводом, ни корпусом. То есть соблюдать те же правила, что и при посыле шенкелем. От удара хлыстом лошадь может начать движение достаточно резко, например, пойти не шагом, а рысью или даже галопом. Пусть. Похвалите (похлопайте по шее) и только через несколько темпов очень мягко(!) переведите в шаг.

Если вы чувствуете, что, пытаясь достать хлыстом до бока, раз за разом беспокоите лошадь поводом, возьмите его в одну руку, а хлыст в другую. Езда с поводом в одной руке очень расслабляет (в хорошем смысле). Если вы увидите, что так лучше получается, можно некоторое время не брать повод в две руки. Все равно активная работа на управление может начаться только тогда, когда лошадь легко и охотно побежит вперед.

Многие спрашивают: «Смогу ли я остановить лошадь, если от чересчур энергичного посыла она побежит слишком быстро?» На это я могу ответить только одно. Давайте решать проблемы по мере их поступления.
Действительно бывает так, что даже та лошадь, которую вначале занятия всадник никак не мог расшевелить, в дальнейшем возбуждается и начинает неохотно реагировать на команды сокращения и остановки.

Проблема № 2: лошадь не останавливается.

Еще на первом занятии вам говорили: чтобы остановить лошадь, нужно потянуть два повода на себя. Вы тянете, а лошадь не только не замедляется, но даже ускоряется и чем сильнее натяжение повода, тем хуже ситуация.
Настало время раскрыть страшную тайну: в верховой езде не существует такой команды, которая подается только поводом. В любом воздействии участвуют обе руки, оба шенкеля и корпус. Почему же вам об этом сразу не сказали? На первых занятиях всадник в любом случае перегружен впечатлениями: вываливать на него сразу всю информацию об управлении лошадью бессмысленно, ее очень много. Некоторые сами интуитивно догадываются, что делать остальными частями тела. О таких людях можно сказать, что у них есть чувство лошади.
Для того, чтобы остановить (сократить) лошадь, требуется согласованное воздействие шенкеля, корпуса, поясницы и повода. Например, вы едете рысью и хотите перейти в шаг. Нужно:
1. Проверить наличие мягкого контакта со ртом лошади. Если контакта нет, то есть повод провисает - набрать его.
2. Сильнее оттянуть пятки вниз, за счет чего вы глубже сядете в седло и ваш шенкель сильнее прижмется к боку лошади.
3. Дополнительно прогнуть поясницу и развернуть плечи, за счет чего ваш центр тяжести слегка сместится назад.
4.Плавно потянуть повод на себя.

Очень важно положение руки. В любой ситуации между ртом лошади и вашим локтем должна быть прямая линия. Тогда трензель (это железка, которая у лошади во рту) воздействует, как положено, на губы лошади. Эта линия перестает быть прямой в следующих случаях:

1.Руки: а) подняты слишком высоко вверх.
б) опущены слишком низко.
в) разведены в стороны.
г) переносятся через шею лошади или перекрещены.
2. Кисти рук изогнуты в лучезапястном суставе (любым образом)

Вы сами видите, сколько можно сделать ошибок только из-за неправильного положения руки. Последняя ошибка часто встречается даже у всадников, прозанимавшихся несколько лет. А у начинающих можно иногда увидеть все эти ошибки одновременно.
Ошибки по работе остальных частей тела:
Вместо того чтобы сесть плотнее в седло, многие встают на стременах, чтобы посильнее потянуть за повод.
Нога уходит вперед на плечо лошади или слишком далеко назад.
Вместо пятки вниз идет носок и т.д.
Предлагаю продолжить список самостоятельно. Скажу только, что эти ошибки часто тоже встречаются все одновременно в сочетании с первым списком. Почему лошадь не останавливается?! Непонятно, почему она иногда все-таки останавливается.

Теперь рассмотрим более экстремальную ситуацию. Лошадь не просто не переходит с рыси в шаг, а тащит вас «карьерищем» вдоль стенки манежа. В этот момент не важно, почему это происходит: из-за ваших неправильных действий или лошадке просто весело. Важно, что делать.
Во-первых, не паниковать. Ситуация не имеет ничего общего с автомобилем, у которого на скорости 100 км/ч отказали тормоза потому что, в отличие от машины, у лошади есть мозги и инстинкт самосохранения. В стену не врежется. И если такое приключение заканчивается чем-то неприятным, например падением, виноват в этом бывает исключительно страх всадника.
Иногда бывает забавно. Всадник крепко сидит 2-3 круга, а потом без видимых причин падает. Спрашиваешь: «Ты зачем упал?» Ответ: «Я вдруг вспомнил, что еще не умею ездить галопом». Если вы хотя бы пол круга просидели, значит, уже умеете.
Потеря контроля над лошадью на большой скорости может испугать, кто бы спорил, но постарайтесь первым делом успокоиться и найти удобное положение. (К вопросу о большой скорости. Как бы ваша лошадь ни неслась, вряд ли она двигается быстрее, чем 40 км/ч) Рекомендация «сесть глубже» здесь может не сработать, так как лошадь, скорее всего, напрягла мышцы спины. Это называется «не берет на спину». Перенесите вес на колени. Так вы разгрузите спину лошади и вас перестанет выбивать из седла на каждом темпе галопа. При этом руки по-прежнему на холке, корпус за счет прогиба поясницы остается почти вертикальным. Такая посадка называется облегченной. (Не путать с полевой).
Проверьте, где ваш хлыст и что он там делает. Часто всадник не замечает, что хлыст систематически бьет лошадь по крупу. Лучше его бросить. Сейчас он вам не нужен. Надеюсь, вам не придет в голову наказывать лошадь хлыстом за то, что она не останавливается? Я бы сама до такого не додумалась, но мне встречались люди, которые так делали. Запомните, хлыст всегда побуждает лошадь двигаться активнее, независимо от того, с какой командой вы сочетаете его применение.
Позаботьтесь об окружающих. Крикните «осторожно!» или «стенку!». Кричать «а-а-а-а-а-а!!!» или визжать не надо. Вы дополнительно напугаете (или развеселите) свою и других лошадей и они тоже могут начать носиться. Вам же хуже будет.
Самые уязвимые для затаптывания – люди, стоящие на земле. Врезаться в другого всадника не так страшно, так как при столкновении двух лошадей взрыва обычно не происходит. Кстати, затормозить в какое-нибудь большое, толстое и спокойное животное – тоже выход. Помните, у Остера:

Не сворачивайте в кухню – в кухне твердый холодильник.
Тормозите лучше в папу – папа мягкий, он простит.

Не нужно тормозить в конкурное препятствие. Но с другой стороны не надо панически бояться, что лошадь сама потащит вас прыгать. Для большинства спортивных лошадей прыжки – все-таки работа. А ваша лошадка веселится. Улавливаете разницу?
Некоторые думают, что, если лошадь понесла, с нее нужно скорее прыгать. Эта идея обычно почерпнута из исторических романов. Да, нужно, когда лошадь несет вас, например, в пропасть. Вряд ли в вашем манеже есть пропасть. Постарайтесь, правда, не покидать площадку. Снаружи пропасть может найтись.
Почему не надо спрыгивать? Падение на резвом галопе – вещь не очень приятная. Дополнительное ускорение могут вам придать натянутые путлища стремян, если вы на них стоите. Можно, так же, зацепиться ногой за стремя. Если уж решили падать, бросьте предварительно стремена. Страшно? Тогда не падайте.
Пропасти в манеже, конечно, нет, но могут быть различные твердые предметы, например конкурные препятствия. Вы уверены, что так точно рассчитаете свое падение, что упадете на мягкий грунт, а не на эти предметы?
Наконец, падать специально просто неспортивно. Вы пришли учиться управлять лошадью, поэтому гораздо интереснее не упасть, а остаться в седле и подчинить ее себе.
Большая разница между «понесла» и «потащила»: лошадь несет, когда находится в состоянии шока от сильной боли или страха. Например, укусил овод. Тогда она почти не поддается воздействию, просто не замечает. Такое лошадиное сумасшествие. Ваша лошадь, скорее всего, вполне в здравом уме: в пропасть прыгать не будет, даже если найдет. Оно ей надо? Она просто развлекается. У нее от таких скачек эндорфины вырабатываются и она вполне поддается «укрощению».
Если вы уже ездили галопом раньше, по собственной инициативе, то можете заметить, что «разнос» сильно отличается от галопа по команде. И не только скоростью. Как уже упоминалось, лошадь напрягла мышцы спины и шеи. Из-за этого вам неудобно сидеть и вы не можете сработать поводом на себя, чтобы замедлить движение. Куда там! Повод и так натянут до такой степени, что вот-вот затрещит. Смягчите его! Иногда одного этого бывает достаточно, чтобы лошадь успокоилась. Помните, повод – не тормоз. Его воздействие на лошадь гораздо более сложное и неоднозначное. Кроме того, машине не бывает больно.
Лошадь, скачущая под всадником, который вцепился в повод мертвой хваткой – прекрасно сбалансированная в движении система. (Между прочим, жокеи скачут, отнюдь, не на брошенных поводьях.) Для того чтобы повлиять на ситуацию нужно этот идеальный баланс слегка «испортить». Смягчение повода – уже изменение баланса, на которое лошадь вынуждена реагировать, пусть незначительным, но сокращением темпа движения. Кроме того, на более мягком поводу мышцы затылка лошади расслабляются и на нее становится возможно этим поводом воздействовать.
Другой способ изменения баланса – свернуть на вольт и уменьшать его диаметр по спирали. На определенном витке лошадь будет вынуждена остановиться. Только не пытайтесь поворачивать одним поводом. Это, возможно, проходило, и то не всегда, при движении шагом или вялой рысью, а сейчас не получится точно. Перенесите вес на внутреннее стремя, разверните плечи в сторону поворота, внешним поводом давите на шею, а внутренним работайте в режиме «взяли-смягчили». Во время «разноса» лошадь даже легче поддается смещению веса всадника относительно своего центра тяжести, чем при более спокойном движении. Длиннее фаза подвисания – хуже устойчивость.
Кстати, об этом нужно помнить. Однажды, когда я сама была в положении всадника, которого растащила лошадь, я уловила такой совет «снизу»: бросить внешний повод и двумя руками «со всей дури» дернуть за внутренний. Если так сделать, скачка прекратится. Но! От такого резкого нарушения баланса лошадь может упасть. Даже если не упадет, то совершит слишком резкий разворот вокруг внутреннего плеча и может получить травму. В тандеме всадник-лошадь лидером принято считать человека, это не только права, но и обязанности: часто приходится думать за двоих. Если эта мысль кажется вам чрезмерной, может быть верховая езда – не ваш вид спорта.
Когда, наконец, получится остановиться, огладьте лошадь. Смягчите или даже отдайте повод. Не злитесь! Любая агрессивная эмоция с вашей стороны в тот момент, когда лошадь остановилась, но еще не успокоилась, может побудить ее начать сначала. Пошагайте, чтобы восстановить дыхание лошади. И… еще немного поработайте: спокойной рысью, если считаете, что на галопе снова можете не справиться.

Рано или поздно, так или иначе, приключение закончится. Возможно, через некоторое время вы пожалеете, что приложили к этому столько усилий. В кои-то веки вы скакали, почти летели! А не ехали манежным галопом. Когда еще такое будет.


Маленькие хитрости

К проблеме №1

1. Не опаздывайте на занятия. Лошадь – стадное животное и гораздо охотнее будет работать вместе со всеми. Если все-таки опоздали, подстройтесь к общему графику. То есть не пытайтесь ехать рысью, когда остальные шагают.
2. Если занятия происходят в смене, некоторое время прикладывайте максимум усилий, чтобы не отставать от впереди идущей лошади. Через некоторое время ваша лошадь сама начнет догонять «хвост».
3. После того как сели в седло, не заставляйте лошадь стоять, даже если еще не подогнали снаряжение. Заезжайте в манеж, шагайте вдоль стенки и одновременно занимайтесь стременами, подпругой и т.д. Таким поведением вы продемонстрируете лошади свою уверенность и не собьете ей настрой на работу с самого начала. А для вас – хорошее упражнение на координацию движений.

К проблеме №2

Представьте себе, что вас догоняют враги. Если сможете хорошо войти в образ, то «сумасшедший галоп», которым вы скачете станет не опасностью, а наоборот, спасением. А через некоторое скажите своей лошади, что враги отстали. Возможно, после этого вы очень легко ее остановите.

Другой образ: вы участвуете в скачке. Вам нужно всех обогнать. Это удалось, и вы с победой пересекаете финиш. Все, можно расслабиться.

Ирина Виноградова. "Альфа-Кентавра" №1/2005
Новости:
Уважаемые любители конного спорта, наш проект стартовал!
Наш проект динамично развивается и мы начинаем набор модераторов и корреспондентов,
Добавлена новая книга в раздел "книги о лошадях".
В разделе "Статьи" размещены стихи
Федерация конного спорта России и Конноспортивный клуб «Измайлово» приглашают всех желающих принять участие в конкурсе «Дети рисуют лошадь».
Случайное фото:
Статистика:
Рейтинг@Mail.ru

КОНЕтоп