Учебник верховой езды Мюзелера. Контакт всадника с лошадью. |
Под контактом всадника с лошадью понимают продиктованную сознанием оценку собственной посадки, воздействий и посылов, а также восприятия ритма движения и внимания лошади. Всадник должен уметь точно оценивать каждое движение лошади, соразмерять свои воздействия с теми задачами, выполнения которых он требует от лошади. Опыт подсказывает всаднику, достаточно ли его усилие или слишком велико, следует ли его повторить или цель достигнута.
Научить этому всадника РЅРµ может никто, РѕРЅ сам должен понять Рё прочувствовать, что контакт СЃ лошадью достигнут. Тренер РІ данном случае будет способствовать накоплению опыта, даст объяснения РїРѕ тем вопросам, которые неясны начинающему всаднику, предложит новые упражнения для закрепления СѓР¶Рµ полученного навыка, научит всадника самого себя контролировать. Строгий самоконтроль требуется РїСЂРё любом воздействии всадника РЅР° лошадь, РІРѕ время посыла, РїСЂРё осаживании Рё С‚.Рї., потому что только благодаря этому Сѓ начинающего всадника пробуждается, формируется Рё постепенно вырабатывается умение. Процесс подготовки идет успешнее РІ том случае, если всадник сначала научится выполнять более простые задания, Р° затем переходит Рє более сложным, РЅРѕ РїСЂРё условии, что правильно СѓСЃРІРѕРёР» простые. Если Р¶Рµ всадник РЅРµ РІ состоянии выполнить какое-либо сложное задание, то РѕРЅ РЅРµ должен довольствоваться неправильным его выполнением, Р° обязан спросить тренера, как это сделать лучше. Если начинающий всадник сделает это тактично Рё СЃРєСЂРѕРјРЅРѕ, то тренер постарается помочь. Попытку Р¶Рµ ученика обмануть его тренер расценит как равнодушие, что отрицательно скажется РЅР° РёС… дальнейшей совместной работе. Р�нтерес ученика всегда стимулирует интерес учителя. Рто положение лучше объяснить РЅР° примере. Для остановки лошади тренер требует, чтобы всадник одновременно воздействовал РЅР° лошадь мышцами пояснично-крестцового отдела, шенкелями Рё РїРѕРІРѕРґСЊСЏРјРё. Всадник Р¶Рµ чувствует, если РѕРЅ чрезмерно воздействует шенкелями, то лошадь РЅРµ останавливается, Р° стремится двигаться вперед. Поэтому начинающий всадник старается отказаться РѕС‚ воздействия шенкелями Рё сильнее натягивает РїРѕРІРѕРґСЊСЏ. Большинство всадников сталкивается СЃ этим противоречием, РЅРѕ почему-то предпочитают РЅРµ говорить Рѕ нем. Р’ этом кроется ошибка. Всаднику следует поговорить РѕР± этом СЃРѕ СЃРІРѕРёРј тренером, Р° затем попробовать правильно выполнить остановку РЅР° РґСЂСѓРіРѕР№, более чувствительной лошади, РїРѕРєР° РѕРЅ РЅРµ поймет, как следует правильно выполнить остановку лошади. Если всадники часто меняются, восприимчивость лошадей, подготовленных для занятий верховой ездой (часто РІСЃСЋ РІРёРЅСѓ взваливают РЅР° лошадь), довольно быстро притупляется, как Р±С‹ хорошо РѕРЅРё РЅРµ были выезжены: чаще всего это бывает СЃ лошадьми, сдающимися напрокат. Поэтому РЅРµ всегда РјРѕР¶РЅРѕ научиться правильно воздействовать РЅР° лошадь, которая дается начинающему всаднику РЅР° занятиях РїРѕ верховой езде. РќРѕ смена лошадей необходима, так как это дает всаднику возможность испытать СЃРІРѕРµ умение еще Рё еще раз. Рђ каждая лошадь воспринимает воздействия всадника иначе. Р� всаднику следует РІРЅРѕРІСЊ Рё РІРЅРѕРІСЊ перепроверять СЃРІРѕРµ умение Рё согласовывать посыл СЃ восприимчивостью лошади. Лучшим учителем верховой езды, естественно, является хорошо выезженная лошадь. Неустанно Рё терпеливо РѕРЅР° дает всаднику понять, что РѕРЅ сделал неверно. РќСѓР¶РЅРѕ только научиться понимать ее. Большинство Р¶Рµ начинающих всадников РЅРµ РІ состоянии понять “язык” лошади Рё считает себя вправе упрекать “глупую скотину” РІ том, что РѕРЅР° бесчувственна Рё плохо выезжена. Ответные реакции лошади имеют различный характер. Взмах головой как Р±С‹ означает РІР·РґРѕС… лошади: “Ну, РЅРµ СЂРІРё Р¶Рµ ты так РјРѕР№ СЂРѕС‚!” Удар задней РЅРѕРіРё РїРѕ шенкелю РіРѕРІРѕСЂРёС‚: “Ты пощекотал меня шпорой”. Взмаху хвоста соответствует: “Ты слишком беспокойно действуешь шенкелями. РўС‹ щекочешь меня шпорой”. Лошадь бывает невосприимчива лишь РІ том случае, если СЂСѓРєРё всадника делают грубые движения. Действие, как Рё всегда РІ Р¶РёР·РЅРё, вызывает противодействие. Если всадник жалуется РЅР° бесчувственность рта лошади, то РІ большинстве случаев РѕРЅ расписывается РІ собственном неумении. Конечно Р¶Рµ, СЂРѕС‚ лошади постепенно становится менее восприимчивым, потому что начинающие всадники слишком часто дергают РїРѕРІРѕРґСЊСЏ. Если Р¶Рµ СЃ лошадью обращаются РјСЏРіРєРѕ Рё деликатно, то СѓР¶Рµ через короткое время самая дурноезжая лошадь РІРЅРѕРІСЊ хорошо воспринимает РІСЃРµ воздействия всадника. Большинство всадников, РіРѕРІРѕСЂСЏ РѕР± умении управлять лошадью, думает РІ первую очередь Рѕ мастерстве СЃРІРѕРёС… СЂСѓРє; РЅРѕ самое главное РІ верховой езде РЅРµ умение владеть руками или шенкелями, Р° правильная посадка. Первая возможность убедиться РІ этом предоставляется начинающему всаднику СѓР¶Рµ РІ начале обучения, РєРѕРіРґР° лошадь РїСЂРё остановке дает отдохнуть РѕРґРЅРѕР№ РёР· задних РЅРѕРі, отставляя ее назад. Чаще всего это РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ после полной остановки лошади. Начинающий всадник РІРґСЂСѓРі замечает, что СЃ РѕРґРЅРѕР№ стороны его посадка оказывается глубже, чем СЃ РґСЂСѓРіРѕР№. РќРѕ причины этого явления РѕРЅ еще РЅРµ понимает. Нередко РјРѕР¶РЅРѕ видеть, как всадник старается выровняться, усаживаясь поудобней, выпрямляясь, привставая РЅР° стременах, РІРЅРѕРІСЊ садясь РІ седло, Рё РІ конце концов мирится СЃ неизбежным. РћРЅ старается РЅРµ обращать внимания РЅР° то, что ему РЅРµ удалось сесть нормально. РќРѕ если Р±С‹ РѕРЅ давлением шенкелей РїРѕР±СѓРґРёР» лошадь встать РЅР° РІСЃРµ четыре РЅРѕРіРё, то сразу Р±С‹ почувствовал, что РІРЅРѕРІСЊ СЃРёРґРёС‚ РІ седле РїСЂСЏРјРѕ. Ртот пример напоминает, что начинающий всадник должен обращать внимание даже РЅР° моменты, которые кажутся РЅР° первый взгляд РЅРµ очень важными. Всадник РЅРµ должен РІРѕ всем полагаться РЅР° тренера. Умение обретет только тот, кто постоянно контролирует СЃРІРѕРё действия, вдумчиво относится Рє тренировкам Рё осмысливает каждое РЅРѕРІРѕРµ ощущение. Р�так, каждый всадник сам лучше, чем кто-либо РґСЂСѓРіРѕР№, может судить, научился ли РѕРЅ правильно сопровождать ритм движения лошади, РёР±Рѕ только РѕРЅ ощущает, как его подбрасывает РІ седле, Рё находит СЃРїРѕСЃРѕР±, как этого избежать. Если Р¶Рµ Сѓ всадника нет уверенности РІ том, что РѕРЅ весом своего тела может удержать лист бумаги, положенный РЅР° седло, то ему РЅРµ следует верить комплиментам, утверждающим, что Сѓ него СЏРєРѕР±С‹ красивая посадка Рё правильное положение шенкелей. Р’ этом случае всадник должен признаться самому себе РІ том, что самому главному – посадке - РѕРЅ еще РЅРµ научился. РњРЅРѕРіРёРµ начинающие всадники, РґР° Рё те, кто СѓР¶Рµ давно ездит верхом, честно признаются, что РЅРµ чувствуют, РєРѕРіРґР° лошадь идет неправильным галопом. Кто РЅРµ поймет этого, тот СЃРёРґРёС‚ РІ седле неправильно Рё РЅРµ может войти РІ ритм галопа. Далеко РЅРµ РІСЃРµ всадники РјРѕРіСѓС‚ действительно понять, что подразумевается РїРѕРґ понятиями “в поводу”, “перед поводом” или “за поводом”. Поскольку Р¶Рµ этот РІРѕРїСЂРѕСЃ очень важен, несколько РїРѕР·Р¶Рµ РјС‹ разберем его РїРѕРґСЂРѕР±РЅРѕ. Чему каждый всадник научился, может убедиться РѕРЅ сам, проверяя СЃРІРѕРµ умение РЅР° любой хорошо выезженной лошади. РќР° лошади СЃ РјСЏРіРєРѕР№, чувствительной СЃРїРёРЅРѕР№ всадник может проверить, научился ли правильно входить РІ ритм движения лошади, РЅРµ РіСЂСѓР±С‹ ли движения его СЂСѓРє. РќР° лошади, РЅРµ боящейся щекотки, всадник может проверить, СЃРїРѕРєРѕР№РЅРѕ ли РѕРЅ держит шенкеля. Чем лучше выезжена Рё чувствительнее лошадь, тем это будет понятней. Большинство Р¶Рµ всадников довольны СЃРѕР±РѕР№ Рё боятся подвергнуть себя подобным испытаниям, Р° РІ случае Р¶Рµ неудачи РІРѕ всем РѕР±РІРёРЅСЏСЋС‚ только лошадь. РљРѕ всему еще РѕРЅРё Рё обижаются, РєРѕРіРґР° РёС… умение подвергается сомнению. Р�так, умение ездить верхом РЅР° лошади РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ СЃ практикой, РЅРѕ только Рє тому, кто самокритичен, внимательно прислушивается Рє советам Рё наставлениям тренера Рё занимается конным спортом СЃ большим желанием. Р’ противном случае, даже обладая так называемым опытом Рё практикой, человек мало чему может научиться. |